понедельник, 20 ноября 2017 г.

Играем с малышами. С чего начать?

Очень часто вы спрашиваете о том, когда и как начинать играть с самыми маленькими в игры, связанные с Кришной. Вместе с матаджи Акунтхитой, которая является педагогом раннего развития и очень много и интересно играет с малышами, мы составили список, в котором прямо по пунктам расписали простые идеи для игр с малышами около 1-1,5 года.


1)         Пальчиковые игры

1.         Переделка на песенку Екатерины и Сергея Железновых «Твоя ладошка»
(можно найти Вконтакте)

Твоя ладошка, как тетрадь, 
В ней будем Кришну рисовать...
["рисуем пальчиком по ладошке]

Твоя ладошка, как дорожка-
По ней бегут Гопала ножки ...
["топаем кончиками пальцев]

Твоя ладошка как павлин
Перо он Кришне подарил. 
[массируем пальчики - "хвост" павлина]

Твоя ладошка-это пруд 
Там гопи в лодочке плывут...
[скользим по ладошке]

Ладошка-с йогуртом горшок 
Покушай, Кришна-пастушок!
[собираем ручку в горсточку и изображаем как кормим Кришну-щепоточками... или "кушаем" сами]

Во время проигрышей массируем ручку, комментируем и играем с малышом.

2.         Массируем пальчики:

Кришна (большой)
Радха (указательный)
Баларама (средний)
Н
анда (безымянный) 
И Яшода-мама
Весь Вриндаван просыпайся! (Хлопаем в ладоши)
Кришна-лила начинайся!

2)         Разыгрываем разные повседневные лилы Кришны с мягкими игрушками: пробуждаем Кришну, наряжаем, кормим, вместе с Ним идем пасти коров, играем с мальчиками-пастушками в прятки, качаемся на качелях с Радхарани, украшаем Его гирляндами, укладываем спать («тише-тише, Кришна спит, и ребятам спать велит, тише, детки, не шуметь, будем Кришне песню петь: Баю-бай, баю-бай, спи ты, Кришна, засыпай!» и укрываем Кришну платочком)

Пример:

«Малыш, ты знаешь как сильно Кришна любит проказничать! Вот и сейчас он забрался повыше, чтобы достать горшок с маслом (горшочек с ватой). И начал есть (можно и обезьян позвать). За этим его застала мама Яшода (наручная кукла), и рассердилась. Кришна в ответ говорит, что его просто не кормят.
Мама Яшода рассмеялась и сказала, что приготовит для него много сладостей». Игра с кинетическим песком. Делаем шарики и пирожное формочками. Сверху украшаем фасолинками (вместо орешков). На подносе предлагаем Кришне. 

3)         Песенки и стишки с движениями. Рассказываем и показываем малышу сами, также показываем его собственными ручками.

1.         Утром Кришна просыпается (сначала ручки под щечку-потом потягиваемся)
Чистит зубы, умывается (аналогичные движ.)
И коров пасти идет (пальчиками шагаем)

Пастушков с собой зовёт (обеими ручками "зовём")
Мууу коровы говорят (показываем рога и мычим)
Травку сочную едят (щиплем "травку" на коленках)

Кришна всех коров считает 
Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики одной руки)
И на флейте им играет (играем на воображаемой дудочке)
Чтобы всех домой позвать!

2.         Демон Тринаварта в смерч превратился:
Кришну Тринаварта в небо поднял (поднимаем/подкидываем ребёнка вверх)
Маленький Кришна взлетел, закружился (кружим),

И вдруг тяжелее тяжёлого стал! (Резко опускаем вниз и покачиваем, изображая усилия)
"Нет! Отпусти!" тут злодей завопил,
Но Кришна на землю его повалил! (Мама падает на землю) 
Сбежались все Гопи и мама Яшода-
И Кришну давай обнимать! (Обнимаем)
Он может быть легким как перышко словно...
А хочет-тяжёлым, не сможешь поднять! 

3.         Дамодара, Дамодара
Убежал шалун от мамы.
Хворостину взяла мама,
Испугался Дамодара
Глазки трет-трет-трет(изображаем, что трём глазки)
Слезки льет-льет-льет(изображаем капающие слезки из глазок на ладошку)
Убрала палку мама,
Обняла Дамодару (обнимаемся)



4)         Обыгрываем все манипуляции с крупами, тестом, кинетическим песком – готовим для Кришны. Маленьким детям важно получать как можно больше разного сенсорного опыта, поэтому такие игры используем почаще. Кришну можно кормить каждый день все новыми блюдами. Иногда можно устроить целый пир – акцент больше на творчество, иногда показывать малышу как мы предлагаем Кришне прасад – кладем на тарелочку, украшаем листиком туласи и звоним в колокольчик, повторяя Харе Кришна маха-мантру.

Пример:

 «Каждое утро Радхарани бежит во дворец мамы Яшоды, чтобы приготовить завтрак для Кришны – давай сегодня ей поможем приготовить сладкие шарики». Катаем колобочки из соленого теста.

Стишки по теме:
1.         Раз, два, три, четыре, пять
Будем Кришну угощать.
На поднос положим бхогу
С листочком Туласи для Бога,
В колокольчик позвоним,
Обедать Кришну пригласим.

2.         Ладушки, ладушки, мы пекли оладушки
Вкусную картошку, пряники, лепешки
На поднос все положили,
Радхе, Кришне предложили,

А потом прасад вкушали, 
Радху с Кришной прославляли! 
Всех игрушек накормили, чтобы преданными были! 
Чтобы куклы не скучали, 
Харе Кришна воспевали!


5)         Сюжетно-ролевые игры. Разыгрываем простые истории сами, перевоплощаясь в жителей Вриндавана: можно устроить пикник пастушков, и кушать не самим, а именно угощать друг друга сладостями из узелков; можно стать теленком и Кришной, который повел его в лес или танцевать как Кришна и павлин.

Пример:

Совсем малышам можно поиграть с папой или мамой в историю о Тринаварте. Мама Яшода (мама) несет на руках Кришну (малыш), говоря ему: "Какой же ты тяжелый, посиди немного, пока я отдохну". Усаживает его на землю и тут подлетает демон Тринаварта (можно папа, можно самой) и уносит малыша, весело кружа с ним по комнате (малыш обычно смеется). Все сопровождать своим рассказом вслух, что Кришна становится все тяжелее и тяжелее, что в один момент демон уже не смог его удерживать и рухнул на землю (Малыши обычно в этом месте хохочут). Потом, конечно, мама Яшода берет Кришну на руки и обнимает, утешает.

6)         Разыгрываем разные истории при помощи игрушечных персонажей, по сути домашний кукольный театр. Делать это можно просто на столе или диване, а еще лучше в сенсорных коробках. Малышам очень близка тема животных, поэтому начинать можно с кормления маслом обезьян, также разыгрывать как Кришна отправляется пасти телят, как они кушают травку, как пьют водичку из Ямуны, а Кришна играет на флейте. Как все животные леса – олени, павлины, обезьяны - выходят приветствовать Кришну.

Пример:

      Катание на лодке по Ямуне. Нужен тазик или пластиковый контейнер, наполняем
      его водой, запускаем плавучие лотосы (можно игрушечные, можно самим сделать
      из бумаги и они будут красиво распускаться в воде).     
   

7)         Сенсорные коробки и бассейны (http://littlebhakta.blogspot.ru/2014/09/20.html )
Это наши самые любимые игры. Огромный простор для творчества. Огромная польза для маленьких пальчиков и, как правило, живой интерес у ребенка. Мама рассказывает небольшие лилы и по ходу обыгрывает их вместе с малышом.
Можно создать Вриндаван и населить его жителями, играть вместе с малышом, показывая ему как коровки ходят щипать траву, как пастушки прячутся друг от друга за деревьями, помогать Вриндадеви садить кустарники и цветы, прокладывать дорожки для того, чтобы Кришна и Радха вечером встретились в беседке. Очень здорово рассказать и обыграть историю о жемчуге – закапывать жемчужины в кинетический песок, потом их разыскивать (когда гопи посеяли жемчуг, но ничего так и не выросло и они принялись его откапывать-разыскивать, чтобы вернуть жемчужины домой своим мамам)

             Сначала в основном играет и показывает как играть – мама, а малышу важно
             вдоволь получить тактильных ощущений – он тоже играет и при этом
             наблюдает за вами и слушает то, что рассказываете вы. Старайтесь
             максимально понятно, просто и эмоционально рассказывать небольшие 
             сюжеты, понятные малышу.
             ( http://littlebhakta.blogspot.ru/2015/03/blog-post_13.html )

 Пример:
             
Создаем коробку «Пыль Вриндавана».
Насыпаем в нее кинетический песок и крупные шероховатые камушки, сажаем деревья, выпускаем пастись коров. Рассказываем малышу о том, как однажды мама Яшода подарила Кришне тапочки и зонтик от солнца, сказав что это понадобится Ему для того, чтобы пасти коров, так как на земле много острых камней и колючек.  Но Господь сказал, что раз его коровы не носят тапочки, то и он не станет надевать их.
И как только коровы узнали о том, что Кришна дал обет ходить без обуви, то они своими жесткими копытами и прочными рогами разбили все камни в мягкую пыль, подобную взбитому маслу. Так коровы проявляют любовь к Кришне.
Ощупываем с малышом острые камни, убираем их из контейнера, оставляя лишь мягкую пыль из кинетического песка и даем малышу вдоволь насладится тактильными ощущениями.

8)         Рисуем. Малышу дается большой лист и одна краска. Зеленым он нарисует сочную травку на Говардхане, куда мама проводит Кришну пасти телят (наклейки), синим – воду в Ямуне, а мама добавит пластилиновые лотосы, которые гопи приходят собирать, чтоб сплести гирлянду для Кришны, желтым – пыль Вриндавана, а мама поможет оставить на ней следы и мы точно будем знать, что здесь проходил Кришна и отправимся на Его поиски.
Можно давать и две гармоничные краски, которые при смешивании дают красивый цвет. Можно просто рисовать для Кришны. Усаживать рядом игрушечного Кришну и показывать ему, что малыш нарисовал.

9)         Строим из кубиков и конструкторов: дворцы для Кришны и Радхарани ( а затем ходим друг к другу в гости), беседки в рощах, куда Кришна приходит на встречу с Радхой,  холм Говардхан, домики для всех жителей Вриндавана, пальмы, на которые Баларама будет забрасывать Дхенукасуру и его братьев, алтарь для Божеств

10)   Игры с музыкальными инструментами. Прежде всего, конечно же, домашний киртан с мамой. А также используем свистульки, дудочки и шумелки в играх с Кришной. Дудим в рожок, когда Кришна созывает телят домой, играем на флейте, когда Кришна зовет гопи на встречу, барабаним как гром или капли дождя, когда Индра насылает сильный ливень на Вриндаван.

Пример:

Ранним утром Кришна и Радха находятся в беседке. Они еще спят. Будим Кришну и Радху как птички, играя им на дудочках и свистульках. (Идеально подходят глиняные и фарфоровые свистульки-птички, в которые набирают воду. Они издают звук в точности как пение птиц)
Но Кришна не хочет просыпаться! Он поворачивается на другой бок и продолжает сладко спать. Тогда Вринда-Деви зовёт старую обезьяну Какхати. Обезьяны громко скачут по железным крышам и устраивают шум (жестяные банки-барабаны, деревянные ложки и любые шумелки)
Тут уж Кришна с Радхой просыпаются и бегом по домам! 

Кришна после того, как его как-будто разбудит мама Яшода, умывается, чистит зубки палочкой (можно рассказать любой стишок-умывалочку, какой знаете) и принимает массаж. Делаем массаж малышу.

11)   Массаж малыша

Рельсы-рельсы шпалы-шпалы!
Едем в поезде мы в Дхаму. 
Громко киртан распеваем,

на мридангах мы играем. (Стучать по бокам или по спинке, изображая игру на мриданге). 
По Вриндарана дорожкам 
Лотосные ходят ножки: (топаем ладошками по спинке-идем)
Кришна там являет лилы: 
Агхасуру победил он (ползём как змея вдоль спинки)
Бакасуру с клювом острым (клюем собранными пальцами)
наказал он очень просто. 
Когда жуткий дождь полил (барабаним по спине)
Пастушков он защитил!
И поднял холм Говардхана (захватив под животик-приподнимаем)
Кришна сильный самый-самый!
Маслом кормит обезьянок,
Убегает прочь от мамы (быстро "бежим")
А Яшода догоняет -крепко-крепко обнимает, умывает, одевает
Гладит нежно и целует 
Больше всех на свете любит! (Целуем, гладим и обнимаем своё сокровище)

12)    Кормим коробки с изображением холма Говардхана, обезъян, пастушков и проч.

13)    Самодельные простые пазлы из двух частей. На картонку наклеиваем изображение и разрезаем на две части
При желании можно даже кубики сделать (но годовасикам еще не под силу сложить картинку, конечно)

14)    Дорога во Вриндаван

Когда мы отправляемся поиграть с Кришной, нам предстоит неблизкий путь – ведь Господь живет во Вриндаване. Добираться до Святой Дхамы мы будем сначала на самолете, затем на поезде и потом уже на рикше.
Самых маленьких кладем к себе на голени (лежа при этом на спине, согнув немного колени) и разводим ручки малыша как крылья, катаем его, играем в самолет с любой известной песенкой.

Пример:

             «Самолёт построим сами. Понесёмся над лесами, над горами и морями и окажемся мы в Дхаме!»

Детки чуть постарше уже могут вместе с мамой бегать, держа в каждой руке по палочке (подойдут палочки для суши) с привязанными к ним ленточками - крылья, и размахивая ими под музыку – плавная спокойная –летим, энергичная – прыгаем во время турбулентности. (Хорошая музыка для этой игры есть в нашей группе Вконтакте) Это хорошее упражнение на восприятие музыки

На паровозе едем с мамой за веревочку/скакалку – мама локомотив, малыш вагончик – под музыку (у нас в группе вк в списке аудио есть подходящий файл)


Ну и, наконец, по самому Вриндавану мы катаемся на рикшах. Здесь пригодятся палки. Ребёнок ложится на пол (или прямо на животе, или на подушке или сложённой ткани) мы его катаем, а он держится за конец палки. Отлично развивает кистевую моторику. Лялек можно просто на подушках катать, для развития чувства равновесия. 

15)   Катать Кришну на тележке или на подушке

В эту потешку можно подставлять любые имена и играть как с игрушками, так и самим на подушках веселиться! Такие традиционные игры с падениями и подпрыгиваниями не только вызывают восторг у деток, но и развивают доверительные отношения со взрослым. 
Текст простой: "Тритатушки, тритатушки, скачет Кришна на подушке! На подушке с ветерком, и с подушки: КУВЫРКОМ!!" (Соответственно подкидываем игрушку или ребёнка на подушке аккуратно скидываем. 


На этом мы, пожалуй, остановимся, так как вы наверняка уже сможете на основе предложенных нами игр составить какое-то представление о том, во что можно поиграть с самыми маленькими вайшнавами.

Регулярно в нашей группе Вконтакте ( https://vk.com/littlebhakta ) матаджи Акунтхита выкладывает конспекты занятий с детками младшего возраста. Вы можете найти их в группе по тегу  #littlebhakta_конспектзанятия.

Приятных вам игр!!!
В служении вам, Ямини дд и Акунтхита дд

Комментариев нет:

Отправить комментарий